В. Серов Портрет Генриетты Гиршман
Елена Ярина
Какая женщина! Мечта!
Глаза и руки - превосходны.
Портрет чудесен - красота!
Как Генриетта благородна.
И как божественна, нежна.
И льются волны аромата.
Она достойная жена
Дельца-супруга, мецената.
Художник все подметил вмиг
Убранство комнаты прекрасной,
И милый образ, женский лик
Совсем скажу вам не напрасно.
Парфюм да мебель, интерьер...
Здесь о хозяйке все вздыхает,
И за спиною шифоньер
Портрет как будто дополняет.
Все подсмотрел довольно метко
И описал нам будуар:
И стол, и стул, и статуэтку,
Продемонстрировав свой дар.
Она во всей красе своей
Стоит, любуясь на портрете.
Ах, эти руки, плечи эти!
И как не восхищаться ей!
О, как ей черное идет!
И грациозна как богиня.
И в этом вся она - живет,
В том самом белом палантине.
Его как будто хочет снять
И перед зеркалом играет,
Что невозможно нам понять
Сей жест. И будто поправляет…
Духов тончайший аромат
И пальцы в кольцах - дорогие.
Конечно, муж ее богат…
Мог подарить жене такие.
Ее движенья так легки.
Она стоит вполоборота.
Лишь только жест ее руки
Несет иронии нам ноту.
Не видно, чтоб она страдала.
И все же очень холодна
И недоступна, я б сказала,
Дельца столичного жена.
---
В. Серов Портрет княгини О. Орловой
Елена Ярина
В шляпе огромной да в стиле «модерн»
Светская львица - княгиня Орлова.
Смотрит на нас - торжествующий плен!
Мех на плечах и ни звука, ни слова.
Томно в гостиной присела она.
Аристократка - собою гордится.
Князя известного всеми - жена.
Черные туфельки… может присниться.
Платье роскошно спадает с колен,
Нитка из жемчуга кожу ей гладит.
Модная дама - не верует в тлен!
Шик и вульгарность. Холодность во взгляде.
Ждет, не дождется от нас комплимент.
Экстравагантно могла одеваться.
Запечатлел здесь художник момент…
И с наслажденьем собой любоваться.
---
В.А.Серов «Портрет М.Н.Ермоловой» 1905 год
Елена Ярина
Какая женщина! И стать…
Актрисой русской восхищаюсь.
Как мог художник передать
Характер, образ…каюсь, каюсь…
Портрет - картина, прав Серов!
И в том художника признанье.
Сама Ермолова - без слов,
От взгляда в сердце - содроганье.
Извечно - быть или не быть!
И поколению - дерзайте!
И как она, театр любить.
Какая есть! Россия - знайте!
---
В. А. Серов. Баба в телеге. 1896
Иван Есаулков
Название картины довольно прозаично,
И также односложен бесхитростный сюжет.
Написано, однако, всё мастерски, отлично:
Нигде не застывая, течёт подвижный цвет -
То золотисто-блёклый, а то зелёно-бурый.
Куда-то по дороге, вдоль берега реки,
Шагает лошадёнка устало и понуро,
Шагает, натянувши несильно постромки.
Течёт неторопливо вдоль полотна речонка,
Лесочек буро-рыжий спускается к реке.
Едва переступая, шагает лошадёнка.
Сидит понуро баба в тележном передке.
Вид бабы и телеги, и лошади - убогий.
Всё просто и наглядно - крестьянской жизни быль.
И тянутся раздумья, сравнимые с дорогой,
И вертятся колёса, вздымая в воздух пыль.
Понуро наклонившись, с тяжёлой бабьей думой,
Сидит в телеге баба в платке и армяке.
И лошадёнка тоже задумалась угрюмо,
И зашумел тревожно лесок невдалеке.
И всё в этом этюде Серова гармонично,
Добился в нём художник вершины простоты,
Использовал он краски предельно лаконично.
А зритель в восхищенье от скромной красоты!
---
В. А. Серов Дети. 1899
Иван Есаулков
Облокотившись о перила,
Они задумчиво стоят.
Картина эта подарила
Серова Юры* грустный взгляд.
Видна серьёзность Саши** тоже.
Стоят на фоне моря днём.
И друг на друга так похожи -
Мы это сразу признаём!
На замечательном портрете -
Пейзаже передал Серов
Неброскость северного лета,
Когда всё пасмурно-серО.
А краски тихи и неярки,
И жёлто-серебристый цвет.
Как видно, день не слишком жаркий,
И солнышка на небе нет -
Оно закрыто облаками.
Повсюду - море и песок.
Всё передал Серов мазками,
Размашисто - к мазку мазок.
А море и песок пустынны,
Лишь лодки трогает волна.
И главный смысл у всей картины -
Мечтательность и тишина.
Задумчивы детей фигуры:
Вперил куда-то Саша взгляд,
От моря отвернулся Юра
И посмотрел на нас, назад.
Как будто что-то он решает
В минуты эти, не спеша.
Картина «Дети» - небольшая,
Но, несомненно, хороша!
* Младшего сына В. А. Серова.
** Старшего сына художника.
---
В. А. Серов В деревне. Баба с лошадью. 1898 г
Иван Есаулков
В пастели картина крестьянского быта:
Глядит на нас женщина мило, открыто,
И зрителей всех покоряют черты
Крестьянки, её молодой красоты.
А с женщиной рядом зевает лошадка -
В сарае спала она только что сладко,
Поездку с обозом видала во сне.
Хозяйка - в платке красном и зипуне -
Пылает румянцем, задорно смеётся.
Лошадка к хозяйке доверчиво жмётся,
А та говорит ей: «Ну-ну, поиграй!
Отправишься снова к себе ты в сарай!»
В своей превосходной, прекрасной пастели
Серов достигает поставленной цели:
Он нам показал быт, в котором живёт
И трудится наш терпеливый народ.
Показана русская жизнь преотлично.
Подобраны все тона им гармонично.
На крыше сарая снег белый лежит,
И сонная лошадь от стужи дрожит.
Трясёт лошадёнка нечёсаной гривой.
Хозяйка смеётся задорно, счастливо.
А рыжие пятна на белом снегу
Запомню и в памяти я сберегу.
Здесь, кроме гармонии жизни народа,
Показана наша родная природа -
Сверканье морозной, студёной зимы,
Которой всегда восхищаемся мы.
---
Пушкин на скамейке
Агапи-Галина
Картина Серова: « Пушкин на садовой скамье»
Задумчива природа - чародейка,
Осени прозрачно-золотой,
Сидит Пушкин в парке на скамейке,
А вокруг тишина и покой!
Здесь, поэт любуется природой
Осенью прозрачно-золотой
Летят как ласточки строки оды,
А вокруг тишина и покой!
И кружит в танце, падает листва
Яркими красками осени,
И эта картина, так хороша,
Мне нравится очень, очень!
Восхищаясь, природой-чародейкой,
Cидит великий поэт на скамейке!
---
Дети
Валентина Гладыш
навеяно картиной В. Серова "Дети"
Им всё интересно,
Открыты для мира,
Не знают о лести,
Пока нет кумира,
А взгляд так серьёзен,
Задумчив не в меру
И сколько вопросов,
Не верят примерам...
Ах, дети, вы наши,
Красивые души,
Нам с вами не страшно,
Всё проще и лучше.
Понять вы порою
Умеете много,
За нас вы горою,
Но судите строго.
Без вас мы несчастны,
Без вас очень плохо.
О вас не напрасны
Все мысли и вздохи...
---
Позднее лето и солнце тускнеет
Валентина Гладыш
навеяно картиной В. Серова "Заросший пруд"
Позднее лето и солнце тускнеет,
Смотрит застенчиво сквозь пелену,
Но разорвать облакА уж не смеет.
Грустно заросшему тиной пруду.
Он будто зАмер, ничто не тревожит
Тихую водно- зеркальную гладь,
Только кувшинки рябые, похоже,
Вновь выбирают наряды под стать.
Отблески слабого нежного света
Молча играют на ветках ольхи,
И ожидают с надеждой ответа,
Жмутся друг к другу тесней лопухи.
От кутерьмы отдыхает природа,
Блекнет краса утомлённой листвы.
Старенький пруд, как плохая погода,
Чем-то приятен, и мысли новЫ.
Снова подумалось-в жизни неброской
Можно расслабиться и, не спеша,
Вновь задавать непростые вопросы,
И, непременно, себя утешать...
---
Серов -не портретист
Валентина Гладыш
Серов- не портретист, он просто лучше,
Прекрасен и лучист. Его работы звучны.
Живые образы притягивают взоры.
Глаза на лицах - лучшие уборы,
В них отражаются характеры и мысли,
Наполнены неповторимым смыслом,
Мечтательны, устремлены навечно
В суть нашей жизни сложной, быстротечной.
---
Валентин Серов. Пётр Первый
Владимир Гусев Тульский
Замучила людей здесь непогода.
Дождь, ветер и капризная зима.
И, кажется, порою, что природа
Властителю противится сама.
Здесь умирают, словно мухи, люди,-
Болота, сырость, непосильный труд…
Но Пётр твердит упрямо: «Город будет,
Пусть даже сам костьми я лягу тут!»
Согнулись в три погибели вельможи,
Открыто ропщут за его спиной…
«Куда не плюнь, - всё воровские рожи,
Все против! Только БОГ один со мной!
Дворцы я вижу, площади и скверы.
Державной мощи создадим оплот!
Дай, Господи, побольше людям Веры,
Чтоб вырваться из вековых болот!»
От сырости в ногах царя ломота,
И трость ему теперь уже нужна
«Здесь будет город и основа Флота!
И выдержит российская казна!
Мы победим превратности природы,
Я знаю, что затеял всё не зря!
Отсюда корабли уйдут в походы
И покорят далёкие моря!
В благих стремленьях помоги мне, БОЖЕ!
России нужен свой могучий Флот!
А люди этот труд оценят тоже,
Когда Россия наша расцветёт!»
Шагает гордо славный царь России,
А в помыслах - Отчизны торжество.
Кипение любви, надежды, силы
Я вижу в грозном облике его.
---
Валентин Серов
Владимир Украинский
В. Серов "Автопортрет"
Всё в превосходной степени в полотнах:
Характерность портретов, колорит,
Мелодию сюжета в чутких нотах
Единство композиции хранит,
Рисунок, светотень и чувство цвета,
Внимательный в реальность жизни взгляд –
Так современники-искусствоведы
Писали о Серове век назад.
---
К Серову...
Галина Гольд
К Серову - нескончаемый поток...
Неужто все - любители искусства?
Неужто, наконец, художник русский
Так наши души кистью тронуть смог?
Через барьеры гулкой пустоты,
Сквозь стены зла и бесконечной фальши,
Прорвался к нам, украв у суеты,
И рассказал, что с нами будет дальше.
О, если б так...
---
Серов. Девочка с персиками
Дмитрий Суханов
Сидит девчушка Вера неподвижно,
Позирует художнику она.
Едва домой из сада возвратилась,
С подружками игрой увлечена.
Такой ведь день на улице прекрасный,
В саду цветущем хорошо как быть!
Среди цветущих яблонь, лип и клёнов,
Себя подобно пчелке ощутить.
Сейчас домой девчушка забежала,
Подружек сочным фруктом угостить.
Чудесный персик, нет его вкуснее,
На дольки нужно только разделить.
---
Серов. Девушка освещенная солнцем
Дмитрий Суханов
Играет солнце ласково лучами,
Раскинулись могучие дубы.
Здесь видим деву на лесной полянке,
Присела отдохнуть чуть- чуть в пути.
Никто покой её не потревожит,
Сияет нежным светом красоты.
И чувствуем душа её прекрасна,
Как нежный свет лазоревой зари.
---
Серов. Заросший пруд. 1888
Дмитрий Суханов
Затихший пруд: ни ряби, ни волненья,
Склонила ветви на водой ольха.
Подкрашена осенней желтизною
Дожди наступят скоро, холода.
Плывут по небу облака неспешно,
Тускнеет солнце, стало заходить.
Готовится природа к сонной дреме,
Чтоб до весны ей силы накопить.
---
В. Серов Девушка, освещенная солнцем 1888 г
Елена Ярина
Присела на скамейку Маша.
Прекрасный образ. Яркий день.
В саду в тени кузина наша.
Прохлада летняя и тень.
Какая свежесть. Солнце, утро,
И изумрудная трава.
На блузке блики перламутра,
Взгляд Маши, губы, голова.
Лицо чудесное, не скрою.
Ранима чуткая душа.
Какой герой ее достоин.
Как несказанно хороша!
Портрет пронизан солнцем, светом,
Июльский, и погожий день.
Художник родился Поэтом.
О, как же необычна тень.
Лучом неярким и неброским
Лицо освещено чуть-чуть.
В саду и липы, и березки.
Волнение сжимает грудь.
Прохлада, что ни говори.
Пейзаж лиричный предо мною.
И птичий щебет до зари,
Сейчас поглажу ствол рукою.
И все же Маша хороша!
Румянец нежный и игривый.
И светится ее душа
В портрете авторском на диво.
---
В.А.Серов «Портрет В.С.Мамонтовой» ("Девочка с персиками") 1887 год
Елена Ярина
На портрете - дочка мецената.
Девочка - в гостиной за столом.
Комната так солнечна, богата:
Мебель, стулья…осень за окном.
В центре - Вера в розовеньком платье.
Взгляд упрямо устремлен на нас.
Ей хотелось многое узнать бы
И она не отрывает глаз.
На столе - три персика небрежно,
На стене в углу - под гжель декор,
И портрет написан, мягко, нежно.
Произвел поистине…фурор!
1887 год В.А.Серов создал картину, ставшую событием в русской художественной жизни, принесшую ему известность.